Проводим Хэллоуин по-геймерски

Проводим Хэллоуин по-геймерски

Проводим Хэллоуин по-геймерски

Составили для вас самую объективную подборку на основе рейтингов в Steam, опроса на Reddit и собственного мнения.Игр по Лавкрафту много, но плохих игр по Лавкрафту ещё больше. Хорошие буквально пропадают на их фоне, особенно если исключить те, в которых лишь поверхностные отсылки. Множество игр в Steam имеют тег lovecraftian, не относясь к нему почти никак. Достаточно паре щупалец появиться из-за угла или поставить на полку книжку с его инициалами.

Параллельно пришло понимание, что не стоит составлять топ только на основе отзывов в Steam и своём мнении, а то выйдет какая-нибудь жуткая вкусовщина. Поэтому я перестраховался и создал опрос на реддите в лавкрафтных сабреддитах, набрав титанические 26 отзывов. Ладно, это немного, но свою коррективу вносит. По примеру настоящих игровых журналистов, в игры я не играл и делаю обзор вслепую. Шучу, конечно же я не прошел все 20 игр из топа, но точно поиграл в подавляющую часть, а остальные неоднократно видел на тематических стримах в дискорде.

20-е место. Stygian: Reign of the Old Ones
Ни пользователи стима, ни опрошенные мной игроки этот «продукт» не оценили. Пошаговая стратегия оказалась слишком душной, арт — сомнительным, а паззлы — скучными.

Тем не менее для подобной игры она достаточно популярна, а отзывы занижены скорее за техническую составляющую. На выходе блогеры жаловались, что у игры буквально не работал интерфейс. На фоне такого безумия получилось творение «с уникальной механикой багов, неотличимых от задуманных механик игры».

В общем, играть рекомендуется строго любителям работ писателя.

19-е место. Transient: Extended Edition
Как и большинство игр в этом списке, представляет собой симулятор ходьбы, с типичными для киберпанка паззлами. Киберпанка? Да! Игра сочетает высокие технологии и «лавкрафтианство», причём довольно гармонично. Тем более разработчики уже делали чисто лавкрафтовскую Conarium, которую мы встретим через пару позиций.

Со стороны может показаться, что просто рескин на Conarium, с косметическими изменениями сюжета и сеттинга. Но такой тематический коктейль всё равно наверняка освежит тех, кто устал от заезженного сеттинга Англии/Америки XIX века.

18-е место. The Shore
Малоизвестная The Shore напомнила мне не менее малоизвестную игру про перевал Дятлова Kholat, сюжет которой строился на нескольких вариантах произошедшего на перевале. Так и тут. The Shore скорее нарезка каких-то визуальных отсылок к Лавкрафту, ведущих по почти отсутствующему сюжету от одной головоломки к другой.

Да, ближе к концу дадут пострелять лучом энергии по какому-нибудь заплутавшему шогготику. Но в целом играть в нее стоит только ради визуала и атмосферы, а не геймплея.

17-е место. Depersonalization
Смесь JRPG и дайсовой системы, на первый взгляд, не имеет с привычной «лавкрафтностью» ничего общего. Однако игра не просто содержит отсылки на произведения Лавкрафта, но и помещает их в свой геймплей. Аниме-девочка с картини, к примеру, оказывается с подвохом. Но не тем, к которому тут все привыкли, а буквально богом Йог-Сототом. В процессе распутывания улик (главный герой — работник детективного агентства) не обойдется и без поездки в Аркхем.

Игра неплохо зашла пользователям в Steam, так что смело пробуйте, если вас не смущает то что лавкрафтную стилистику здесь разбавили добавлением аниме.

16-е место. Conarium
Недалеко ушедший от своего киберпанк-отпрыска Conarium предлагает нам всё то же самое, только намного более «лавкрафтное», что ценителям автора понравилось больше. Именно «ценителям», потому что кроме атмосферы и сеттинга в игре нет как таковой «игры». В ней можно… да в принципе мало чего можно. В основном, опять же, ходить, убегать или преисполняться бесконечно вечным, не считая пары игровых моментов за всё прохождение.

Но тем, кто пришёл за атмосферой, игра понравится. Это, по сути, «фанфик» по Лавкрафту, визуальное продолжением его рассказа Хребты Безумия. Главный герой — учёный, приоткрывший завесу страшной тайны. Играть стоит, если любите осматривать древние руины или всегда мечтали поглядеть на статую Старцев.

15-е место. Lust from Beyond
Лавкрафт и эротика? Да, иногда теги ставят по ошибке, но тут-то в чём подвох? Ни в чём. Перед нами игра, буквально описываемая разработчиками как порно-хоррор, нахождение в котором будет сопровождаться голыми телами, полоской заполнения минета и прочими вроде бы несовместимыми с Лавкрафтом вещами. Все это на фоне двухголовых людей, убийств и развратных увеселений вплоть до полного маньячества и некрофилии.

Порнографический хоррор рассказывает про культистов (в контексте Лавкрафта можно вспомнить Шуб-Ниггурат). Кстати, в игре есть и вдохновлённые Гигером локации. Такого странного коктейля многие не поняли — у игры очень полярные отзывы.

Кстати, Lust from Beyond можно пройти и с включённой цензурой. Ну, если вы решите поиграть ради сюжета, ага
14-е место. Sucker for Love: First Date
Продолжает тему совмещения несовместимого гораздо более «ванильная» и понравившаяся игрокам визуальная новелла/дейтсим про романы с лавкрафтовскими чудищами. Ньярлатотеп тут представлен большой «кошкофуррей», Ктулху осминожьей «милфой», а не совсем относящегося к самому Лавкрафту Короля в Жёлтом сделали аниме-девочкой. Обезумевшие от иронии игроки накрутили отзывов в Steam, однако мимо нас игра прошла незамеченной из-за отсутствия локализации.

По геймплею сказать особо нечего, это обычная романтическая визуальная новелла с типичными механиками. Произведи кровавый ритуал, чтобы понравится нужной девушке… и прочая классика знакомств. Sucker for Love сделана качественно: концепт забавный, арты неплохие. Это не тот случай, когда просто налепили попсовые образы на свой продукт — здесь всё хорошо прописано от образов персонажей до апокалиптичных концовок.

В твиттере разработчик поясняет, что стих женской версии Короля в жёлтом «звучит хорошо», потому что это… Catalectic Trochaic Octameter. Мощно они хорей обозвали
13-е место. Lovecraft’s Untold Stories
Roguelike-экшен с зачисткой комнат в духе Hades, только тут меньше экшена и больше исследования. Вполне неплохая игра, которая поможет разбавить все эти бесконечные симуляторы ходьбы. Конечно, она продолжает традиции всех «лавкрафт-игр» и тут тоже придется столкнуться и с загадками, и с изучением мира с помощью сбора информации о Древних Богах.

У игры есть вторая часть, но она вышла скучнее, а также сырой и недоделанной. А ламповые инди пиксели там и вовсе заменили на банальный мобильный арт, так что играть лучше только в первую.

12-е место. Gibbous — A Cthulhu Adventure
Point-and-click-квест, в котором вы путешествуете по Трансильвании и не только, расследуете дело, ищете Некрономикон, решаете загадки… в общем, занимаетесь обычными детективными делами. Здесь нет напряжённой атмосферы, присущей большинству игр по Лавкрафту, игра пронизана им скорее в комедийном стиле. Помогите девочке в городе рыболюдов найти ее игрушку рыбку, раздобудьте ингредиенты для куклы вуду и всё в таком духе.

Игра получила очень положительные отзывы. Сочетание классического квеста и хорошей мультипликации в катсценах может понравится даже без тематической привязки.

11-е место. No one lives under the lighthouse
Довольно высоко забралось это мощное безгеймплейное «бродилово» с прекрасной графикой в духе игр с PSX. Так как игра короткая, я даже не поленился целиком пройти её и посмотреть, достойна ли она такой высокой оценки. Вкратце… да, вообще-то да.

Неплохая нарративная квестовая игра буквально за пару-тройку часов умудряется погрузить в тревожную жизнь смотрителя маяка, чей предшественник умер при странных обстоятельствах. Главное — не смотрите в подвал под маяком. Там никто не живет.

10-е место. Sunless Sea
Это — просто лучшее, что случалось с играми по мотивам писанины Лавкрафта, раскрывающими не «монструозную», а «исследовательскую» сторону его книг. Ведь, помимо хорроров, Лавкрафт писал и околофентезийные вещи, например, «Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата» или вообще «Цикл Снов», где описано множество городов и историй вымышленной страны. В личном топе я бы поставил её на первое место, но при прочих переменных она у нас всего лишь открывает десятку. Это прекрасная по нарративу игра с исследованием, которая держит тебя сразу на нескольких крючках: сюжете, постоянном недостатке ресурсов, вариативности событий и, как следствие, реиграбельности.

Даже негативные отзывы в Steam у неё в духе «поиграл 20 часов, всё понравилось, кайфанул нереально, но вам не советую». И отчасти я их понимаю — игра не для всех. Ах да, ещё Sunless Sea минусуют за сложность. Поначалу игра довольно хардкорная, так что приготовьтесь потерять весь прогресс вместе со смертью вашего капитана, если плохо рассчитаете горючее или припасы или разозлите подводных обитателей. У игры нет локализации, но её отсутствие не помешает прочувствовать прекрасную атмосферу: в русской группе игры в закрепе я нашел русификатор, чтобы вы уж точно поиграли.

9-е место. Call of Cthulhu (2018)
Нашумевшая, хоть и спорная по отзывам игра. Неудивительно — по Лавкрафту не так уж и много хороших игр, а эта подозрительно похожа на «настоящую». Лично я бы вообще ставил её в топ-3, но игрокам не угодишь. То им не хватает геймплея, то им не нравится, что у игры тэг RPG (справедливости ради, прокачки там действительно мало)… В общем, вот что случается, когда игра по узкой теме выходит на широкую аудиторию — гнетущая нерасторопная атмосфера, чрезмерная нарративность даже в ущерб геймплею и безумный сюжет, оказывается, не привлекают массового потребителя. Кто бы мог подумать!

Однако, в отличие от остальных продуктов геемплеесодержащих в списке, это всё-таки полноценная игра. Где-то придется «стелсануть», где-то пригодится правильная прокачка, чтобы ускорить прохождение, а кого-то можно будет просто застрелить. Что и говорить, если даже с негативными отзывами игра добралась выше середины списка!

8-е место. Forgive Me Father
Нашумевший спрайтовый «бумер-шутер». Ну, стреляете и стреляете. От знакомых слышал, что после определенного момента в него становится скучно играть, но статистика говорит об обратном: и любители Лавкрафта, и пользователи Steam оценили игру довольно высоко.

Forgive Me Father плотно сбита и не разъезжается по частям как иные экземпляры, от которых отваливается то сюжет, то разнообразие врагов и локаций. Отличный вариант для тех кто любит Лавкрафта и шутеры, а не бесконечную ходьбу, головоломки и исследования.

7-е место. The Last Door — Collector’s Edition
Кстати, о головоломках. Сильнопиксельный сильно-point-and-click-квест, который очень понравился всем поигравшим и имеет астрономический рейтинг. Мог бы стать лучшей игрой в этом рейтинге вместе с астральными вайфу!

Игра разделена на акты и сезоны, поскольку выпускалась постепенно. В конце первого сезона авторы благодарят своих патронов, которых на момент выпуска последнего эпизода накопилось около 1400 человек. В то же время в стиме у игры 1500 крайне положительных отзывов… Конечно, рейтинг запредельный: игру буквально делала кучка энтузиастов для кучки энтузиастов.

Лично меня крайне передушило распутывать типичные квестовые цепочки в духе «подай-принеси» в нужной последовательности, да и визуал хромает: среди пиксельных низкобюджетных игр бывает картинка гораздо лучше. Но история у игры неплохая, а квестовой составляющей как будто и следует быть душной, это отчасти в духе жанра. Не мог опустить ниже, но и выше поставить рука не поднялась.

6-е место. Moons of Madness
Если и играть в квесты, то хотя бы с графонием! Не находите ли вы странным, что среди игр по произведениям автора, который так любил описывать космические ужасы за пределами человеческого понимания, так мало, собственно, игр в космосе? Moon of Madness — это «лавкрафтовский Starfield», который мы заслужили.

Нет, они вообще не похожи, но согласитесь, классная вышла фраза? И потом, всё честно. Да, тут нет кучи механик, ну так вам ничего и не обещали. Зато можно кататься на марсоходе катсценами. Вы же любите загрузочные катсцены?
Шутки в сторону! Конечно, это очередное хоррорное квестовое ходилово, потому что как иначе вы передадите нужную атмосферу? Но это хоррор в довольно стильной обертке, где лавкрафтовщина накладывается на изучение Марса. Настраиваете солнечные батареи, проводите эксперименты с растениями — прямо-таки NASA-панк или фильм «Марсианин». Ну а то, что постепенно начинает накатывать шиза и клаустрофобия, так с кем не бывает.

Интересный и неочевидный коктейль научной фантастики и Лавкрафта, причём часть с изучением планеты так приятно сделана, что захотелось просто в какой-нибудь космический квест поиграть. Не вспомню подобных игр — разве что выходящая совсем скоро The Invincible по роману Лема.

5-е место. Call of the Sea
Великолепный красочный квест, хотя и прошёл тихо на релизе, со временем набрал аудиторию. Если вы искали в этом списке hidden gem, про который говорят нечасто, но если и говорят, то только хорошее — это именно про эту игру. Приятный, нетривиальный (что редкость для подобных игр) сюжет, сочная картинка, милая стилистика и, что самое главное, — совершенно необычная атмосфера лампового исследования, а не хоррора.

Авторам удалось по-другому посмотреть на Лавкрафта, что выделяет игру на фоне остальных. Любителям несложных квестов играть обязательно. Я бы смело ставил эту игру в первую тройку, если бы составлял список без оглядки на оценки.

4-е место. Dagon: by H. P. Lovecraft
Несмотря на высокое положение в списке, игра недалеко ушла от обычной интерактивной книги с графоном. Геймплея здесь не то что гораздо меньше, чем в той же Call of Cthulhu, на которую неподготовленные игроки жаловались за скудность игровых возможностей — здесь его нет вовсе. Это буквально визуализация книги. Вы мерно продвигаетесь по сюжету и созерцаете красивые (или ужасающие) пейзажи. Эта «игра» проходится за 30-40 минут.

Но для тех, кто ищет игры по Лавкрафту, важна прежде всего атмосфера. И игра понравилась вообще всем фанатам писателя засчёт старой истории, поданной с красочной картинкой и личным погружением в небольшой рассказ, в котором можно почувствовать себя главным героем книги. Также игру хвалят за хорошую работу нарратора. Переложение рассказа Лавкрафта, к тому же имеет русские субтитры, поддержку VR, да и вообще его можно просмотреть бесплатно.

3-е место. The Sinking City
Ого! Ничего себе! У нас наконец-то есть игра, в которую можно прямо-таки поиграть. Не просто ходить и тыкать по интерактивным объектам, а буквально насладиться такими недостижимыми для «лавкрафтных» игр механиками, как стрельба, исследование, взаимодействие с NPC… В общем, действительно поиграть в добротную адвенчуру, пусть и с приевшимися механиками сумасшествия и классическим сюжетом про детектива.

Хороша ли Sinking City, если отбросить атмосферу? Не знаю. Это как будто tomb Raider, из которого выпилили весь платформинг и крафт, а потом усилили остальные элементы вроде исследования. Я бы сказал, что игра довольно средняя. Но у нас здесь не просто рейтинг игр, так что переформулируем: хорошая ли это «лавкрафтная» игра? Определённо. Ходить, стрелять, отыгрывать детектива, иногда убивать боссов или просто наслаждаться атмосферой, выполнять сайд квесты здесь вполне приятно. Редкая игра по Лавкрафту может таким похвастаться.

2-е место. Dredge
Прорыв этого года в нише «лавкрафтных» игр, непонятно почему понравившаяся всем и сразу. Несмотря на то, что на DTF игра прошла незамеченной (да, я настаиваю, что полтора лонга-инвалида на 50 комментов — это вполне себе незамеченная), «хидден гемом» кё не назовешь. Тем более что со временем даже тут стали её замечать. То внезапно игра номинируется на лучшую инди игру от голден джойстика, то вдруг оказывается что у игры продан миллион копий!

Самое удивительно, что ничего крышесносного в Dredge нет: просто плаваете, решаете проблемы местных через квесты, по пути пытаетесь понять историю, ловите рыбу (основная механика игры, помимо исследования) и сводите концы с концами, чтобы проапгрейдить корабль. Рыбалка не такая душная, как это бывает в играх, даже умеренно интересная засчёт бестиария всяких «искажённых» рыб. А уютный графон отлично погружает в медитативный геймплей. Исследовать море в подобных играх одно удовольствие, кому-то первые выходы покажутся похожими на Subnautica, где во время исследований что-то так и норовит исследовать тебя в ответ, кому-то — слегка оказуаленную Sunless Sea с приятной картинкой и четкой сюжетной линией.

Мне она очень понравилась, но я понимаю, что это игра не для всех. Кому-то недостаточно атмосферы и истории, а геймплей рыбалки не то чтобы увлекательный (игрокам в WoW и Genshin Impact мои соболезнования). Dredge проходится за пару вечеров, и вам может просто не хватить интересного контента. А еще у игры нет локализации, так что press F.

Ну что, первое место. Барабанная дробь и….

1-е место. Darkest Dungeon
Серьёзно?

недоумевающий читатель

Да, серьезно. Я и сам не хотел ставить её на первое место, несмотря на то, что это одна из моих любимых игр. 16 миллионов копий продано на конец 2022-го, 200+ тысяч участников активного коммьюнити на реддите и минимальное отклонение от высокой оценки и в Steam, и в моем опросе. Да, это явно «лавкрафтная» игра десятилетия. Но есть здесь и ещё один фактор (помимо локализации), из-за которого я поставил Dredge на второе, а Darkest Dungeon — на первое место, хотя разрыв между ними был минимален: влияние на игровую индустрию. Если мы всё ещё на игровом сайте, то это что-то да значит.

Игры, «вдохновлённые» или просто скопированные с Darkest Dungeon, выходят постоянно. Их список можно открыть с визуально ужасной, но при этом довольно популярной Iratus: Lord of the Dead, продолжить намного более приятной Deep Sky Derelicts и далеко не завершить, ну, например, Mad Crown. Забавнее всего, что другие разработчики подрезают не только игровые моменты, но и стилистику, видимо, очень полюбившуюся и запоминающуюся. Вплоть до знаменитой депрессивной озвучки или фоновых артов. В идеале стоит сплагиатить и то и другое сразу, чтобы захватить больший сегмент.

Warshaw Rising, например, перенесла стилистику на восстание Польши против нацистов, но анимации прихватить не забыла
Вклад Darkest Dungeon действительно огромный. Переоткрыть новое направление в мрачной стилистике, до этого буквально занятое JRPG, да так, что даже в 2022-2023 продолжают выходить схожие игры (пускай и сомнительного качества). Например, игра про мрачных стимпанк клоунов Circus Electrique или визуально неотличимая Railroads and Catacombs в раннем доступе с какой-то бюджетной озвучкой…

Для небольшой инди-студии это настоящий прорыв. Схожая ситуация сложилась разве что у Slay the Spire. Оттуда тоже тащат все кто ни попадя, в частности… Darkest Dungeon 2

Левиафан из второй части срисован с образа Дагона
Во второй части геймплей слегка изменили, да и в целом она навела куда меньше шуму, чем первая. Геймплей оригинала, если кто-то вдруг не знает — это пошаговые бои в «роглайт»-забегах по подземельям, сопровождающиеся менеджментом своего поместья.

Во второй же части оставили только непрекращающийся забег в духе Slay the Spire. Многим игрокам это не понравилось, хотя выпускать абсолютно такую же игру, по-моему, было бы ошибкой. А сама вторая часть очень неплохая, несмотря на любые синдромы утенка. Любителям пошаговых игр советую поиграть в обе.

Вот и всё. Надеюсь, я пользовался достаточно объективными данными, а там, где двигал игры волевой редакторской рукой, в каждом случае обосновал своё мнение.